ЮРИЙ АВВАКУМОВ
ВОДА́ - Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. В большинстве человеческих культур вода по-разному использовалась как образ времени и перемен или как метафора высших реальностей, таких как благосклонность богов или питающая сила неба. Везде её понимали как вещество и инструмент, способный привести к более высоким и чистым состояниям существования.
Воду писали многие художники: Иван Айвазовский - в море, Клод Моне - в пруду, Дэвид Хокни - в бассейне, Алена Кирцова пишет воду в фонтанах, в реке и в лагуне, и саму по себе, без мачт, кувшинок и людей. Из воды, как известно, рождаются, в воде тонут, водой утоляют жажду, воду мутят, толкут, в воду глядят… Этим последним - глядением в воду заняты многие гадальщики испокон веков; в воду люди глядели, когда еще не было зеркал, а когда зеркала появились, глядели, предсказывая будущее, будто вода могла хранить память о будущем. По некоторым сведениям, вода действительно хранит информацию. Такая вода называется структурированной - любимое слово Кирцовой. Свою воду, написанную масляными красками мастихином по холсту, она структурирует как скульптор, не так как это делают акварелисты-гомеопаты, растворяя лекарственные препараты до их почти полного исчезновения - у Кирцовой, напротив, вода уложена многочисленными мазками ножа по поверхности картины, она густая, конденсированная, как насыщенный бульон, как рапа. В воде Кирцовой нет «воды», вообще нет ничего лишнего - лишнее отжато и выпарено.
Художник Кирцова в воду вглядывается. Её вода течет, переливается, искрится, сочится, журчит, бурлит и всегда прибывает. Кирцова - синестетик, как Набоков или Кандинский, вода у нее всегда, как положено, кроме цвета обладает звуком. Конгениальный зритель, рассматривая картину художника, услышит звукопись воды: разговор парижского фонтана, пение венецианского канала или речь немецкой реки. Здесь было бы заманчиво найти фонетическую связь между рекой и речью и обнаружить поэтические отрывки прочитанных и написанных в юности стихов, но живопись Кирцовой свободна от литературы. Наращивая красочный слой и нагнетая переживание, художник избавляет своего зрителя от литературных ассоциаций, вообще избавляется от всего прикладного, оставляя воде ее архаическое начало, нечленораздельную жестикуляцию, мистическую природу.
Истоки любой картины нужно искать в зрительном переживании художника, когда в нем включается внутренний свет. Древнегреческий философ Эмпедокл учил, что в центре человеческого глаза горит огонь, который сферически окружают элементы воды, земли и воздуха. Свечение глаза делает возможным зрение, улавливающее соответствующие "истечения" от воспринимаемого объекта. Нет истечений - нет света, нет зрения, нет чувств. Прозрачная субстанция - вода окрашивается землями мест своего пребывания, поэтому у Кирцовой как и в натуре все воды цветные. А в серии «водоразделов» Черное и Белое моря расслаиваются на геометрические, точнее аэроаквагеометрические цветные плоскости неба, берега и воды, составляющие море.
Кирцову называют минималистом. Не сразу можно понять, почему минималистом, ведь воды как живописного вещества в ее картинах много. Её называют абстракционистом, но и это определение верно только на первый взгляд - ее вода реалистична - воду венецианской лагуны не спутаешь с водой Рейна. Минимализм и абстракцию у Кирцовой можно, как в музыке Эрика Сати найти во фрактальности изображения, в подобии и повторяемости нот-мазков мастихина, из которых складывается картина. Если присмотреться, то в каждой фактурной картине художника есть свой красочный модуль, своего рода иероглиф воды, из которого как пазл складывается общее изображение. Этот иероглиф подобен завихрениям воды, застывающим в краске. В одной работе иероглиф струящийся, в другой сочащийся, в третьей крутящийся… дальше ищите сами.
Сборная выставка Алены Кирцовой, посвященная изображению воды, обязана бытовому событию - потопу в мастерской художника. Прошлогодний летний ливень невероятной силы затопил мастерскую в цокольном этаже жилого дома. Вода быстро сошла, работы удалось спасти, но переживание, близкое к библейскому осталось. Как и некоторые сугубо творческие вопросы, например: чем изображение всемирного потопа в его первый день может отличаться от дня последнего? Можно ли изобразить воду в ее движении и прибывании средствами статичной живописи? Чем вода халдейского потопа отлична от воды из ливневого стока? Представляется, что у художника есть на эти вопросы свои ответы.
Январь 2022
Made on
Tilda