МИХАИЛ СИДЛИН
В 2021 году большой ливень прошёл по Москве. Подвалы многих домов оказались залиты. В мастерской Алёны Кирцовой вода стояла по лодыжку. Из-за этой катастрофы она решила переосмыслить свои отношения со стихией. Проект «Водораздел» объединил работы, сделанные буквально «до потопа», но выставленные после него.
Выставка Алёны Кирцовой в галерее «Е.К. Артбюро» – редкое событие. Хотя художник активно работает почти полвека и хорошо известна в московской арт-среде, но её персональные выставки не часты: предыдущая проходила в 2016 году. Это связано скорее с кропотливым методом её работы над каждой картиной, чем с непризнанием или недооценкой. Кирцова – один из немногих ныне живущих русских абстрактных художников, чьи произведения можно найти в крупных западных коллекциях – таких, как Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк) или Галерея Коркоран (Вашингтон),
Алёна Кирцова относится к цвету синэстетически. Каждый колер обладает для неё своим вкусом, и свои полотна она выстраивает, исходя из этого, органического, понимания цвета как основной движущей силы изображения. При этом их нельзя охарактеризовать как абстракцию в строгом смысле слова. Сама она признаёт свой метод «абстрагированием реальности». Её нельзя назвать «беспредметником», потому что в основе каждого изображения лежит предмет, доведённый до обобщённой формы. Будь то жёлтые лилии или белая штукатурка, бельё на балконе или угол кухонного шкафа, она изображает их линиями и плоскостями, колерами и фактурами. Каждая её картина предполагает долгое всматривание в реальность и сложное исполнение, при этом часто для новых серий (а иногда и для каждой работы) она открывает для себя незатасканные приёмы.
Серию «Фонтаны» художник начала рисовать в Париже в 1989 году. «Сентябрь, бабье лето, музеи закрыты на забастовку, сверху – серое небо и одна-единственная струя бьёт в небо», – так сегодня описывает автор тот толчок, первое впечатление, породившее работу, в которой «цвет воды и цвет неба абсолютно идентичны, разница только в фактуре изображения». Та первая – серая – картина давно уже находится в частной коллекции, а на выставке в галерее «Е.К. Артбюро» можно увидеть чёрный «Фонтан I» (1990), белые «Фонтан III» (1995) и «Фонтан IV» (1995), а также многоцветный «Фонтан V» (2002).
Фон «Фонтана III» (1995) «расчёсан» редким деревянным гребнем, а струя написана вертикальными движениями ножа вверх. Весь «Фонтан V» (2002) создан остриём мастихина: художник наносила краску тонкими пластами, слой за слоем, после просыхания предыдущего слоя. Результат – многослойное изображение как в глубину, так и в ширину, напоминающее витраж, собранный из стёкол, поставленных вертикально по отношению к плоскости изображения. Кропотливая тонкая работа с краской и цветом требует тщательной технической подготовки. Алёна Кирцова редко пишет кистями, предпочитая им мастихин.
«Для меня картина – это всегда окно куда-то, а не наоборот», – подчёркивает художник. Многие её работы вдохновлены путешествиями. «Река Майн» (1990) написана во Франкфурте-на-Майне, где художница 4 месяца жила в резиденции: силуэт городского собора превращён в знак. «Вода Лагуны» (1995) напоминает о Венеции.
Алёна Кирцова – выходец из среды неофициального московского искусства. В советские годы она принадлежала к тому кругу авторов, которому был свойствен не только эстетический нонконформизм, но и политическое диссидентство.
Своим учителем она считает Василия Яковлевича Ситникова, в чьей студии занималась рисунком и живописью с 1973 по 1975 гг., вплоть до отъезда художника за границу. «Он меня научил всему. Он меня научил правильно смотреть», –вспоминает Кирцова в разговоре с Russian Art Focus. В своей системе обучения Ситников шёл от пятна, а не от линии, от большой формы – к малой, от общего – к частному.
Неформальная «Школа Ситникова» – важное явление в московской подпольной жизни третьей четверти ХХ века. Кирцова называет его «изобретателем системы изображения». Современные работы художника совершенно не похожи на произведения Василия Ситникова. Но в одной из своих серий (не представлена на выставке) – «Пейзаж» (2010) – она показала, как «ситниковская» изобразительная система («Пейзаж № 1 N», 2010) переходит в «кирцовскую» («Пейзаж № 5 N», 2010) через ряд трансформаций из пяти работ: реалистический ландшафт становится картиной из цветных плоскостей. Главное – принцип обобщения формы, при помощи которого любое произведение отходит от предметности.
Январь 2022
Made on
Tilda