Почти всегда, по крайней мере психологически, первая встреча с произведением искусства имеет решающее значение для оценки и классификации последующих работ художника. Обстоятельства, при которых я впервые увидел одну из картин Алёны Кирцовой, трудно назвать благоприятными, и вряд ли можно говорить о полном знакомстве с произведением, как таковым. Картина висела в гостиной художницы, которая также служила ей мастерской, в одном из немногих оставшихся деревянных домов в центре Москвы, похожим на романтическую русскую "избу" - по крайней мере, для стороннего посетителя. Из-за сумрака в комнате я едва смог разобрать какие-либо детали картины. Она была выдержана в темных тонах переливов фиолетовых оттенков, и поначалу казалась не более чем еще одним темным пятном или глубокой тенью на и без того темной стене. В течение вечера картина постепенно очаровывала меня, открывая свою скрытую глубину. Подобно некоторым теням в темной комнате, она всё более определяла своё пространственное присутствие, скорее воображаемое, чем реальное, казавшееся удивительно нематериальным и в то же время явным. Темный слой краски, цвет контуров этого цветового пространства, становились все более прозрачным. Казалось, что поверх него находится несколько слоев цвета, и со временем возникало ощущение, что видимый верхний слой на самом деле не существует, а является лишь оптической суммой всех цветовых слоев под ним: они просто конденсировались на поверхности, образуя оптический эффект. Этот странный и захватывающий фокус остался непонятным мне тогда, но произвел глубокое впечатление.