Алена Кирцова – один из самых узнаваемых акторов московской арт-сцены. Речь идёт не о персонажности, хотя современную художественную жизнь можно, вполне по Ги Дебору, называть «распыленным зрелищем», и в этом «обществе спектакля» у Алены есть своя роль. Но узнаваемость Кирцовой – иной природы. От неё нацеленно ждут стабильного погружения в собственно живописную проблематику. Скажем прямо, сегодня, когда в цене социальные, концептуальные, медиальные, поведенческие жесты, само инвестирование зрительских ожиданий в такие вот неторопливые, молчаливые, сокровенные процессы продвижения вглубь живописной медиа дорогого стоят.
Персональные выставки у Кирцовой не так уж часты, зато в каждой она старается показать этапы этого продвижения, заново пережить их вместе со зрителем.
Одна выставка предлагала феноменологическое отношение к колоризму («Справочник по цвету»), другая ( «Серая шкала») строилась на сочетании спиритуального и материального.
«Сюжет» настоящей выставки подсказала внехудожественная ситуация: потоп, заливший мастерскую (увы, не отсылка к инсталляции И. Кабакова «Случай в музее», а житейская реальность). Кирцова давно подозревает в своих картинах некую самостоятельную жизнь, проявляющуюся по ходу их бытования- перевозок, развески, долгого хранения в штабелях. На живописных поверхностях появляются какие-то следы, - подобные «играм проявителя» эпохи доцифровой фотографии.
Ситуация потопа обострила эту ситуацию следа.
Кирцовой интересны следы потопа – изменения красочного слоя, потеки, шероховатости. Она подозревает, что это не алеаторика, что здесь есть какие-то сигналы, которые посылает медиа. Конечно, вещи реставрируются, но Кирцова присматривается к их новой физичности, а иногда, видимо, кое-что дописывает. В любом случае, прирастает их символический капитал: как никак, они прошли воды и медные трубы, испытания.
Понятно, что потоп подвигнул устроителей выставки сосредоточиться на водяных мотивах. Благо Кирцова в разные периоды обращалась к воде в её разных физических и символических состояниях.